Эмблема
Ольга Александрова
Ольга Александрова
RU-CENTER. Регистрация доменов. Хостинг
Яндекс.Метрика

Алексей Арзамазов. Чудо удмуртского вертепа

19 января, в морозный крещенский вечер, состоялись два знаменательных события — в библиотечном центре УдГУ открылась выставка эскизов и книг И. П. Уваровой-Даниэль, а после был представлен удмуртский вертеп «Вифлеем кизили» («Вифлеемская звезда»). Мероприятия такого формата — редкость для удмуртского университета. Вступительное слово профессора Т. В. Зверевой, живое исполнение стихотворений Юлия Даниэля, смотрящие на публику в полумраке ожидающего зала «уваровские ангелы», редкие фотографии, издания и журналы… «Как будто не у нас» — сказал о вечере профессор УдГУ Владимир Владыкин.

Рождение и сценическое раскрытие вертепа, в первую очередь, — заслуга двух выдающихся личностей — упомянутой Ирина Павловны Уваровой-Даниэль и Ольги Яковлевны Александровой. И. П. Уварова — человек-легенда. Ее перу принадлежат десятки книг об искусстве, театре, великих современниках. Будучи женой Юлия Даниэля, она многие годы приоткрывает тайны его художественного мира, издает неизданное, ведет большую и очень важную работу, расширяя горизонты узнавания. И. П. Уварова — одна из тех, кто «возвращал» мировому сообществу М. М. Бахтина. Список ее добрых дел неисчерпаем. И интерес к удмуртам, удмуртской культуре, бесспорно, — еще одно доброе дело, которое останется в истории, культурной памяти народа. Неслучайно, что имя И. П. Уваровой-Даниэль в Удмуртии, Ижевске нередко связывают с О. Я. Александровой — режиссером, актером, человеком мира. Ольга Яковлевна, смело, своевременно и талантливо обновляющая театральный язык восточных финнов и угров, сумела не просто соблюсти важные жанровые каноны, без которых вертеп немыслим, ей удалось органично вписать в текстуру произведения удмуртские этнокультурные реалии. В результате художественных поисков сложился диалог языков и культур — мировой-христианской, русской-православной и удмуртской-фольклорно-мифологической. Пожалуй, главное достоинство созданного вертепа заключается в соразмерности его символических выразительных компонентов, в «некричащих» посылах и достойной скромности актерского сопереживания. Режиссер-постановщик перед началом действия предупредил, что материал совсем новый, что предстоящее — только первый опыт, непривычная модель общения со зрителем и степень прочтения может быть разной. Вопреки опасениям и предостережениям, публика живо и искренне принимала удмуртскую «Вифлеемскую звезду».

В удмуртском вертепе взаимодействовали люди и куклы. Это сложное сочетание, соединение, сквозь которое могут проступать швы чрезмерности, искусственности, наигранности. Однако не было открытого противостояния двух названных актантов, оно нивелировались естественностью и глубиной сценического нарратива. Актеры из любительского православного театра «Странник» не играли, а проживали заданный сценарий. У них получилось быть наивными и одухотворенными, опечаленными и праздными одновременно. А участие в вертепе юной актрисы — прекрасный режиссерский ход, на мгновения возвращающий зрителя к детскому восприятию мира.

Нельзя не отметить работу художника Оксаны Гильмановой, сотворившей для «Вифлеемской звезды» наполненных жизнью кукол. Гармоничным, уместным оказался музыкальный ряд, предложенный И. В. Пчеловодовой. Наконец, выверенность фольклорного плана, уверенное режиссерско-актерское толкование удмуртского материала стали возможными благодаря профессиональному включению доктора филологических наук Т. Г. Владыкиной.

Хочется верить, что удмуртский вертеп «Вифлеем кизили» надолго пропишется в национальной культуре, зрительской памяти. Хочется надеяться, что И. П. Уварова-Даниэль и О. Я. Александрова придут к новым идеям и проектам, объединяющим таланты, традиции, тексты, «театры» самых разных людей. А пока… нам остается ждать и поблагодарить за чудо удмуртского вертепа.

Алексей Арзамазов

© Александрова О.Я. 2006 -2014